Идейные источники нынешней философской антропологии

Возникновению философской антропологии способствовала попытка переосмысления всеохватывающей человеческой системы философии, в которой учение лишь выступало как частный фрагмент, предпринятая немецким философом и историком Вильгельмом Дильтеем. Дильтей именно науку о мире человека и человеке в частности считает вполне самостоятельной наукой и единственным универсальным типом знаний, по отношению к которому все иные формы и типы знания носят весьма произвольный характер. В учении о философии двадцатого века сложились разнообразные образы человечества, исходя из которых, считалось возможным понимание того, что человеческое измерение обязательно должно быть принято и понято исходя из самого понятия человечество, из жизненных мировоззрений.

 

Не взирая на внешнюю яркость, а иногда внутренние противоречия антропологических философских построений прошлого века, общим их началом является некий интерес к вопросу об становлении человека, к поиску его истинных и сущностных параметров. Какие бы измерения бытия человечества ни затрагивались – жизнь, дух, спасение, экзистенция, душа,  – все эти понятия  вопрошают о самом главном - что же есть человек на самом деле? Этот вопрос практически всегда животрепещет с точки зрения философской антропологии прошлого и нынешнего веков, так как человек в своем бытии – это  всегда проект, возможность, он присутствует лишь в той мере, в которой делает сам себя тем, кто он есть. В философской антропологии прошлого века прослеживаются две основные версии: первая восходит к парадигме жизни Ницше, вторая - к экзистенции или парадигме существования, к Кьеркегору. В рамках подхода Ницше, человек представляется как витальное  существо, а соответственно, являет собой часть природного процесса в конечном счете. С точки зрения Кьеркегора, антропологической фундаментальной характеристикой является же экзистенция. Человек рассматривается здесь как самость, то есть как результат собственного полагания. Человек содержит в себе брошенность и проективностьфактичность и свободу, положенность и самополагание. Человеческое бытие с самого начала есть бытие в миру, так как человек есть то, что он сам из себя делает.

 

При цитировании материалов сайта активная ссылка на сайт обязательна.
© 2018 Практическая антропология. Замечания и пожелания к сайту направлять на Skype: admin@olyudyah.ru